Ministry of Natural Resources and the Environment of the Russian Federation  
 
 
The Federal Subsoil Resources Management Agency  
 
 
«Rusgeology» JSC
 

Marine geological and geophysical research in the Antarctic


        Protocol on Environmental Protection to the Antarctic Treaty, that came into force in 1999, imposes a 50-year moratorium on works directly related to prospecting, exploration and extraction of minerals, but does not prohibit scientific geological and geophysical research. Such studies are intensively carried out by many states (parties to the Antarctic Treaty).

        Despite the reduction of public funding for work in the Antarctic in recent years, so far it is possible to defend the international authority of Russia in the geological community for the study of the region. Preservation of the positions won during a half-century history of the native geological and geophysical studies of Antarctica carried out by organizations of Ministry of Natural Resources of Russian Federation (formerly Ministry of Geology of USSR), is largely due to the wealth of experience of these organizations and well-functioning organizational and economic relations between them. All research in the Antarctic is carried out as part of the Russian Antarctic Expedition, under the flag of which all national activities are carried out in the Antarctic Treaty area. According to the nature of the work carried out, two main directions of geological and geophysical research developed: continental works and marine research in the ocean areas adjacent to Antarctica.

        Marine geological and geophysical studies in the marginal seas of Antarctica hold important place in the study of the ice continent structure. For the first time systematic geological and geophysical work in Antarctica was carried out by the Antarctic Geophysical Party of PMGE as a part of SAE (Soviet Antarctic Expedition) in 1980-1981 (CDP and onboard gravimetric survey), and since then they’ve been held almost annually to the present time (with the exception of the 38th Soviet and 42nd Russian Antarctic Expeditions).

        Further, starting with the 27th RAE (1982-1983), the main types of work have been and continue to be investigations by the method of the common depth point of reflected waves (CDP), seismic sounding (refracted wave method), gravimetric, hydromagnetic and geological sampling of bottom sediments in combination with seismoacoustic profiling up to 33 SAE inclusive. These methods allow solving geological problems aimed at studying the deep structure of the earth crust of the Antarctica continental margin, identifying and studying the sedimentary basins in the region-reconnaissance plan and their structure. Based on the results of the work done, it is possible to draw conclusions about the prospects of a particular region of Antarctica continental margin for minerals.

        During the work the vessels and operation technique changed. Works from the 26th to the 36th SAEs were carried out from leased diesel-electric vessels ("Captain Markov", "Vasily Fedoseev", "Captain Myshevsky", "Captain Gotsky", " Vitus Bering "," Vladimir Arsenyev "," Navarin "). Vessels were changed every year, equipment for work was placed in marine 20-foot containers and was transferred from one vessel to another.

       From the 37th RAE (Russian Antarctic Expedition), the PMGRE scientific research vessel "Academik Alexander Karpinsky" was sent to carry out marine work in the Antarctic after reequipment (Fig. 1).


Fig. 1. R/V "Academik Alexander Karpinsky"

        During the work in Antarctica the technical equipment of the R / V "Academik Alexander Karpinsky" was changing. R/V was permanently equipped with seismic hydroacustic complex HAC-120, MTS, gravity complex Cheta AГГ, differential towed magnetometer MBM-1. The on-board computer center was equipped with two integrated system computers EC-1011.

        In 2002, the seismic complex was re-equipped. The vessel was equipped with: - MSX-6000 marine recording system, a seismic streamer with a receiving base of 6000 m MSX-6000, two lines of SG-IIB pneumatic sources with a volume of 2860 dm3 produced by INPUT / OUTPUT Inc. (USA), the rear part of the R/V was reconstructed with the installation of hydraulic lifting and lowering equipment of the Norwegian company "ODIM" to accommodate the seismic streamer and two lines of pneumatic sources.

        In 2014, a comprehensive reconstruction of the R / V "Academik Alexander Karpinsky" was carried out under a state contract (a source of financing - budgetary investments). During the reconstruction work was carried out on the modernization of ship equipment and mechanisms. In accordance with modern standards and requirements for living conditions of the crew and scientific staff during long-term autonomous navigation, a part of the residential and office (laboratory) premises of the vessel was reconstructed, as well as the reconstruction of the food storage chambers.


Fig.2. Digital Seismic Recording System DigiSTREAMER

        During the reconstruction at the R / V "Akademik Alexander Karpinsky", a new integrated system for collecting marine seismic data DigiSTREAMER ™ 2D, consisting of a DigiSTREAMER recording complex complete with DigiSREAMER towed seismic streamer, allowing seismic studies in complex marine conditions, was installed. The onboard equipment is intended for seismic streamer control, and recording of seismic data; it allows to conduct on-line quality control of the received material. Outboard equipment is a seismic solid state (with gel filling) streamer with built-in hydrophones (groups of hydrophones) for recording seismic signals, towed behind the stern of the ship, the maximum length is 8000 km (640 channels).


Fig. 3. Seismic streamer DigiSREAMER 8000 m

        Also, equipment was purchased to enable the seismic complex to significantly improve the positioning accuracy of the vessel and the outboard equipment, and improve the quality of the data: a system for monitoring, testing and controlling the deepening devices PCS SYSTEM 3 and a set of seismic digging devices (such as DigiBird 5010 and DigiBird 5011E), allowing to control the position of the streamer in depth; a system for positioning the 2D seismic streamer tail buoy (Seatex Seatrack 220 satellite receiver); navigation complex ORCA 2D, designed to control the seismic work and collection of the navigational data and data on position of the outboard equipment during 2D seismic survey (a software license can be purchased on a lease basis for a period of work).

        To ensure the operation of the SG-IIB pneumatic sources of the seismic complex, new high-pressure compressors SAUER WP 6442 are installed.

        DigiSREAMER seismic streamer.
        The outboard part of the differential sea magnetometer SeaSpy 2
        On-board gravimetric complex consisting of two gravimeters "Chekan AM"



Fig. 4. The outboard part of the differential marine magnetometer SeaSpy-2 and Fig. 5. The on-board gravimetric complex, consisting of two gravimeters "Chekan AM"

       To extend the methodological possibilities of using R/V during geological and geophysical studies, the following equipment is additionally installed: - navigation and bathymetric complex (multi-beam sounder) ATLAS HYDROSWEEP MD / 30 1.5 ° х1.5 ° (with a set of high-precision detection and recording of the course, roll, pitch and heave displacement Teledyne TSS MAHRS) and a set of bottom geological sampling equipment.

Fig.6. ATLAS HYDROSWEEP MD / 30 multi-beam sounder operator station

Fig.7. Winch for bottom geological sampling

        Also, new software (ProMAX 2D (ProMAX / SeisSpace 2D), LMKR GeoGraphix, Geosoft Oasis montaj) was installed within the reconstruction program to process seismic and gravimagnetic data, and the computer hardware of the on-board computer center was updated.

        The implementation of the reconstruction program made it possible to create on the basis of the R/V "Akademik Alexander Karpinsky" a modern multipurpose geological and geophysical vessel capable of providing a high level of seismic work using the methods of CDP, RWM, WDSP, gravimagnetic and geological studies of continental margins in the Arctic and Antarctic, and to extend the period of effective ship operation. The reconstruction carried out significantly increased the geological and geophysical information content of research and safety of offshore operations and ensured compliance with the requirements of the Protocol on Environmental Protection to the Antarctic Treaty of 1959.

        Over the past years, the geological structure of sedimentary basins of the Indian Ocean area of the Antarctic has been studied by the regional reconnaissance network of profiles: - the Lazarev Sea, the Cooperation Sea, the Riiser-Larsen Sea, the Cosmonauts Sea, the Davis Sea and the d'Urville Sea.

        The Indian Ocean area of the Antarctic includes the shelf, the continental slope, the foot of the continental slope, the abyssal basins and the southern part of Kerguelen Plateau (Figure 0.1). Some sectors of this area were named marginal seas. These include: the Riieser-Lersen Sea (14 ° -34 ° E), the Cosmonauts Sea (34 ° -54 ° E), the Cooperation Sea (54 ° -82 ° E), the Davis Sea (87 ° -97 ° E), the Mawson Sea (96 ° -113 ° E), the d'Urville Sea (136 ° -148 ° E, Atlas of the Antarctic, 1966).

Fig.8. The studied sector of the continental margin of Antarctica

        The Indian Ocean is the most studied part of the Southern Ocean. Here, under the supervision of PMGE and with the participation of VNIIOkeangeologia specialists, the reconnaissance stage of the works was completed by the PMGE. Own set of geophysical (primarily seismic) materials allows a detailed description of the sedimentary basins of this region. The length of the studied water area in latitude is about 6,500 km, and its total area exceeds 4.5 million km2.

Fig. 9. Network of regional reconnaissance profiles performed by JSC "PMGE" in the Indian Ocean area of Antarctica

         The Indian continental margin of Antarctica and adjacent basins were formed as a result of rifting, oceanic spreading and subsequent submersion of the Earth crust during the late Mesozoic and Cenozoic. These processes led to the formation of large sedimentary basins with a thickness of sedimentary cover up to 7-8 km, which, according to preliminary estimates, have high oil and gas prospects.




Fig. 10. Sedimentary basins of the Indian Ocean continental margin of Antarctica

        In the studied sector of the Antarctic, three large sedimentary basins can be distinguished; each of them has specific features of development (especially in the rift and early post-rift stages): the Riiser-Larsen Sea basin, the Cosmonauts Sea, Cooperation Sea, Davis Sea basin, and the basin located in the sector from the Mawson Sea to the d'Urville Sea (hereinafter referred to as the Mawson-d'Urville Sea Basin). The basins include continental margins and southern parts of their oceanic hollows.

        Complex interpretation of geophysical data obtained in the Indian Ocean area of the Antarctic allows one to approach many fundamental problems of the evolution of passive continental margins, the development of oceans and volcanic plateaus. Such problems include: the dynamics of extreme stretching of the Earth crust and the penetration (opening) of the continental mantle; identification of the continent-ocean boundary, stability of seabed spreading in conditions of ultra-slow oceanic opening, character and volume of magmatism of non-volcanic margins; nature of the volcanic plateau crust; mechanisms for the invasion of asthenospheric plumes (hot jets)

Fig. 11. The section of the earth's crust on the continental margin of Antarctica (the Cooperation sea).

In the short term, marine geological and geophysical research is planned to be carried out within the framework of the State program in the Pacific sector of the western Antarctic.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright © 1962-2017 Правовая информация.      Яндекс.Метрика

Министерство природных ресурсов РФ  
 
 
Федиральное агенство по недропользованию-РОСНЕДРА  
 
 
Акционерное общество "Росгеология"
 

Морские геолого-геофизические исследования в Антарктике


        Протокол об охране окружающей среды Антарктики, вступивший в силу в 1999 году, накладывает 50-летний мораторий на работы, напрямую связанные с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых, однако не запрещает проведения научных геолого-геофизических исследований. Такие исследования интенсивно проводятся многими государствами участниками Договора об Антарктике.

        Несмотря на сокращение в последние годы государственного финансирования, выделяемого на проведение работ в Антарктике, пока удаётся отстаивать международный авторитет России в геологическом сообществе по изучению региона. Сохранение позиций, завоеванных в течение полувековой истории отечественных геолого-геофизических исследований Антарктики, выполняемых силами организаций МПР России (ранее – Мингео СССР), в том числе и АО ПМГРЭ (ранее ФГУНПП «ПМГРЭ), в значительной степени обусловлено богатейшим опытом работ организаций Министерства и отлаженными организационно-хозяйственными связями между ними. Все исследования в Антарктике проводятся в составе Российской Антарктической экспедиции, под флагом которой осуществляется вся национальная деятельность в районе Договора об Антарктике. По характеру проводимых работ исторически сложились два главных направления геолого-геофизических исследований: - континентальные работы и морские исследования в прилегающих к Антарктиде акваториях океанов.

        Морские геолого-геофизические исследования в окраинных морях Антарктиды занимают важное место в изучении строения ледового континента. Впервые в Антарктиде планомерные геолого-геофизические работы были выполнены Антарктической геофизической партией ПМГРЭ в составе 26 САЭ (Советская Антарктическая экспедиция) в 1980-1981 годах (сейсмические исследования МОГТ и набортная гравиметрическая съёмка) и с тех пор проводятся почти ежегодно по настоящее время (за исключением 38-й Советской и 42-й Российской Антарктических экспедиций).

        В дальнейшем, начиная с 27 РАЭ (1982- -1983 гг.), основными видами работ были и остаются исследования методом общей глубинной точки отраженных волн (МОГТ), сейсмозондирования МПВ, гравиметрические, гидромагнитные и геологическое опробование донных осадков в комплексе с сейсмоакустическим профилированием до 33 САЭ включительно. Перечисленные методы позволяют решать геологические задачи направленные на изучение глубинного строения земной коры континентальной окраины Антарктиды, выявления и изучения в регионально-рекогносцировочном плане осадочных бассейнов и их строение. По результатам проведенных работ можно сделать выводы о перспективности того или иного района континентальной окраины Антарктиды на полезные ископаемые.

        За время проведения работ менялись суда и техника работ. Работы в составе с 26 САЭ по 36 САЭ проводились с арендованных судов (д/э "Капитан Марков", д/э "Василий Федосеев", д/э "Капитан Мышевский", д/э "Капитан Готский", д/э "Витус Беринг", д/э "Владимир Арсеньев", д/э "Наварин"). Суда менялись ежегодно, оборудование для проведения работ размещалось в морских 20-футовых контейнерах и переносилось с одного судна на другое.

        С 37 РАЭ (Российская Антарктическая экспедиция) к выполнению морских работ в Антарктике было направлено после переоборудования научно-исследовательское судно ПМГРЭ «Академик Александр Карпинский» (Рис. 1).


Рис. 1. НИС «Академик Александр Карпинский»

        За время работ в Антарктиде менялось техническое оснащение НИС «Академик Александр Карпинский». НИС был стационарно оборудован сейсмическим комплексом ГАК-120, НМЛ, гравиметрическим комплексом «Чета АГГ», дифференциальным магнитометром «МБМ-1». Бортовой вычислительный центр был оснащен двумя ЭВМ ЕС-1011.

        В 2002 г. было выполнено переоборудование сейсмического комплекса. На судне были установлены: - морская регистрирующая система MSX-6000, сейсмическая коса с базой приёма 6000 м MSX-6000, две линии пневмоисточников SG-IIB объёмом 2860 дм3 производства INPUT/OUTPUT Inc. (США), реконструирована кормовая часть НИС с установкой гидравлического спуско-подъёмного оборудования норвежской фирмы «ODIM» для размещения сейсмической косы и двух линий пневмоисточников.

        В 2014 году по государственному контракту (источник финансирования - бюджетные инвестиции) была проведена комплексная реконструкция НИС «Академик Александр Карпинский». В ходе реконструкции были проведены работы по модернизации судового оборудования и механизмов. В соответствии с современными стандартами и требованиями к условиям жизни экипажа и научного состава при длительном автономном плавании была выполнена реконструкция части жилых и служебных (лабораторных) помещений судна, а также реконструкция камер хранения продуктов


Рис. 2. Регистрирующий комплекс DigiSTREAMER

        В ходе реконструкции на НИС «Академик Александр Карпинский» была установлена новая интегрированная система сбора морских сейсмических данных DigiSTREAMER™ 2D, состоящая из регистрирующего комплекса DigiSTREAMER в комплекте с буксируемой сейсмической косой DigiSREAMER, позволяющая проводить сейсмические исследования в сложных морских условиях. Набортное оборудование предназначено для управления сейсмической косой, регистрации и записи сейсмических данных, позволяет вести оперативный контроль качества получаемого материала. Забортное оборудование – сейсмическая твердотельная (с гелевым наполнителем) коса с встроенными гидрофонами (группами гидрофонов) для регистрации сейсмических сигналов, буксируемая за кормой судна, максимальная длина 8000 км (640 каналов).


Рис. 3. Сейсмическая коса DigiSREAMER 8000 м

        Также для включения в состав сейсмического комплекса было приобретено оборудование, позволяющее существенно повысить точность позиционирования судна и забортного оборудования и улучшить качество данных: система контроля, тестирования и управления устройствами заглубления PCS SYSTEM 3 и комплект устройств заглубления сейсмокосы (типа DigiBird 5010 и DigiBird 5011E), позволяющих контролировать положение косы по глубине; система позиционирования хвостового буя сейсмокосы 2D (спутниковый приемник Seatex Seatrack 220); навигационный комплекс ORCA 2D, предназначенный для управления процессом проведения сейсмических работ и сбора навигационных данных и данных о положении забортного оборудования при проведении морской сейсмической съёмки 2D (лицензия на программное обеспечение может приобретаться на условиях аренды на период выполнения работ).

        Для обеспечения работы линий пневмоисточников SG-IIB сейсмического комплекса установлены новые компрессора высокого давления SAUER WP 6442.

        Для выполнения набортной гравиметрической и дифференциальной гидромагнитной съёмки установлены дифференциальный морской магнитометр SeaSpy2 и второй мобильный гравиметр «Чекан АМ».


Рис. 4. Забортная часть дифференциального морского магнитометра SeaSpy-2  и Рис. 5. Набортный гравиметрический комплекс, состоящий из двух гравиметров «Чекан АМ»

        Для расширения методических возможностей использования НИС при выполнении геолого-геофизических исследований дополнительно установлен: - навигационно-батиметрический комплекс (многолучевой эхолот) ATLAS HYDROSWEEP MD/30 1.5°х1.5° (с комплектом оборудования высокоточного определения и регистрации курса, крена, дифферента и вертикального перемещения судна Teledyne TSS MAHRS) и комплект оборудования донного геологического опробования.

Рис. 6. Рабочее место оператора многолучевого эхолота ATLAS HYDROSWEEP MD/30

Рис. 7. Лебедка для донного геологического опробования

        Также в рамках программы реконструкции было установлено новое программное обеспечение (ProMAX 2D (ProMAX/SeisSpace 2D), LMKR GeoGraphix, Geosoft Oasis montaj) для обработки сейсмических и гравимагнитных данных и проведено обновление компьютерной техники бортового вычислительного центра.

        Реализация программы реконструкции позволила создать на базе НИС «Академик Александр Карпинский» современное многоцелевое геолого-геофизическое судно, способное обеспечить высокий уровень ведения сейсмических работ методами МОГТ, МПВ, ШГСП, гравимагнитных и геологических исследований континентальных окраин в Арктике и Антарктике, и продлить срок эффективной эксплуатации судна. Проведенная реконструкция существенно повысила геолого-геофизическую информативность исследований и безопасность ведения морских работ и обеспечивает соблюдение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года.

        За прошедшие годы регионально-рекогносцировочной сетью профилей изучено геологическое строение осадочных бассейнов Индоокеанской акватории Антарктики: - море Лазарева, море Содружества, море Рисер-Ларсена, море Космонавтов, море Дейвиса и море Дюрвиля.

        Индоокеанская акватория Антарктики включает в себя шельф, континентальный склон, подножие континентального склона, абиссальные котловины и южную часть плато Кергелен (рис. 0.1). Отдельные секторы этой акватории получили названия прибрежных морей. К ним относятся: море Рисер-Лерсена (14°−34°в.д.), море Космонавтов (34°−54°в.д.), море Содружества (54°−82°в.д.), море Дейвиса (87°−97°в.д.), море Моусона (96°−113°в.д.), море Дюрвиля (136°−148°в.д.; Атлас Антарктики, 1966).

Рис. 8. Изученный сектор континентальной окраины Антарктиды

        Индоокеанская акватория является наиболее изученной частью Южного океана. Здесь силами ПМГРЭ, под научным руководством и при участии специалистов ВНИИОкеангеология, завершена рекогносцировочная стадия работ. Собственный набор геофизических (в первую очередь сейсмических) материалов позволяет провести детальное описание осадочных бассейнов этого региона. Протяженность изучаемой акватории по широте составляет около 6500 км, а общая ее площадь превышает 4,5 млн. км2.

Рис. 9. Сеть регионально-рекогносцировочных профилей, выполненных АО «ПМГРЭ» на Индоокеанской акватории Антарктики

        Индоокеанская континентальная окраина Антарктиды и прилегающие к ней котловины образовались в результате рифтогенеза, океанического спрединга и последующего погружения земной коры на протяжении позднего мезозоя и кайнозоя. Эти процессы привели к формированию крупных седиментационных бассейнов с мощностью осадочного чехла до 7–8 км, которые, по предварительным оценкам, обладают высокими перспективами нефтегазоносности.




Рис. 10. Осадочные бассейны Индоокеанской континентальной окраины Антарктиды

        В изучаемом секторе Антарктики можно выделить три крупных осадочных бассейна, каждый из которых имеет специфические особенности своего развития (особенно на рифтовой и ранней пострифтовой стадии): бассейн моря Рисер-Ларсена, бассейн морей Космонавтов, Содружества, Дейвиса и бассейн, расположенный в секторе от моря Моусона до моря Дюрвиля (далее бассейн морей Моусона-Дюрвиля). Бассейны включают в себя континентальные окраины и южные части океанических их котловин.

        Комплексная интерпретация геофизических данных, полученных в индоокеанской акватории Антарктики, позволяет подойти к решению многих фундаментальных проблем эволюции пассивных континентальных окраин, развития океанов и вулканических плато. К числу таких проблем относятся: механизмы экстремального растяжения земной коры и внедрение (вскрытие) континентальной мантии; идентификация границы континент-океан, устойчивость спрединга морского дна в условиях ультрамедленного океанического раскрытия, характер и объем магматизма невулканических окраин; природа земной коры вулканических плато; механизмы внедрения астеносферных плюмов (горячих струй)


Рис. 11. Разрез земной коры континентальной окраины Антарктиды (море Содружества)

        В ближайшей перспективе морские геолого-геофизические исследования планируется проводить в рамках Государственной программы в Тихоокеанском секторе западной Антарктики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright © 1962-2017 Правовая информация.      Яндекс.Метрика